Горы хороши в любое время года, но приезжая на Алтай зимой можно оказаться в ситуации, когда вам придётся ехать только по Чуйскому тракту, а возможность свернуть ближе к горам так и не появится из-за непроходимых сугробов.
Владельцы баз тоже в большинстве своём приезжают только к майским праздникам, потому что сезон и основной поток туристов начинается ближе к 1-му мая. Хотя есть и те, кто работает круглый год.
Так что, отказавшись в своё время от идеи зимней поездки, мы решили отправиться в автопутешествие в мае, когда снега уже практически нет, и начинается цветение рододендрона.
Обычно мы планируем поездки минимум на неделю, а то и на две — чтобы всегда оставался некоторый запас времени, и не нужно было куда-то спешить. Сложно получить удовольствие от поездки, когда постоянно думаешь о том, как бы не опоздать с выходом на работу.
Но в этот раз мы взяли пассажиров и решили попробовать новый формат поездки на длинные выходные. «Длинные», конечно, громко сказано 🙂 По факту у нас было всего 4 дня первомайских праздников и море амбиций.
Сейчас, уже вернувшись с Алтая и проанализировав всю поездку, начинаешь понимать, что требовало большего внимания и на какие грабли можно было не наступать. Ну как, обсудим? Делитесь своими мыслями в комментариях!
Во-первых, будьте реалистами и никогда не рассчитывайте на долгосрочные прогнозы. Тут на два-то дня не могут точный прогноз дать, что уж говорить о целом месяце.
В качестве пункта назначения мы выбрали южный берег Телецкого озера: в прошлом году там стояла такая жара, что без тени сомнения мы забронировали домики аж за месяц вперёд. Прогноз был вполне оптимистичным.
После предоплаты мы начали ежедневно мониторить прогноз погоды, и с каждым днём он становился всё хуже и хуже. В день отъезда мы уже смирились с мыслью о том, что нас ждут только проливные дожди и снег. Но домики на 10 человек были оплачены, и назад дороги не было.
На наше счастье, метеорологи в очередной раз облажались, и первые три дня на Алтае практически не было дождя, а большую часть времени всё-таки светило солнце. Зато 3-го мая мы успели попасть и под проливной дождь, и под снегопад, но нас это не сильно волновало, потому что мы уже ехали в сторону Новосибирска.
Из первого пункта как бы само собой напрашивается продолжение погодной темы, поэтому:
Во-вторых, в горы всегда нужно брать тёплую одежду, особенно весной, когда погода ещё не устаканилась.
Берите тёплые куртки, брюки, термобелье, шапки, теплую обувь. Если есть спальники, то берите ещё и их, потому что неизвестно насколько тёплыми окажутся ваши домики, а ночью на улице может быть и минус. Погода в это время такова, что может пойти дождь, снег, и резко опуститься температура. На Семинском и Улаганском перевалах в это время ещё лежали огромные сугробы, в один из которых я провалилась практически по пояс.
А на прошлые года вообще не ориентируйтесь. Никогда! 🙂
В-третьих, при планировании автопутешествия со сжатыми временными рамками стоит адекватно оценивать качество дорог и расстояние, которое вам потребуется пройти.
Это особенно актуально для горной местности с большим количеством серпантинов и разным качеством дорог. У нас вышло ~1000 км в одну сторону. Вроде бы немного? Но из них 270 км нам пришлось ехать по гравийке и гребёнке, что повлияло на скорость передвижения от Акташа до перевала Кату-Ярык, а затем по долине реки Чулышман до берега Телецкого озера. В четыре дня мы, конечно, уложились, но времени хватило впритык, и большую его часть мы провели в дороге.
Выглядело это так: подъем часов в 7-8, завтрак, обсуждение планов на день и в машину; прибытие на место часов в 8, ужин, прогулки и болтовня, сон. Пару раз за день мы останавливались в кафе, чтобы пообедать/поужинать, и по мере возможности осматривали достопримечательности, но на это было выделено совсем немного времени.
Чтобы прикинуть скорость нашего передвижения, могу написать некоторые цифры: в первый день мы проехали почти 800 км от Новосибирска до Акташа. В 5:40 мы подъезжали к Бердску, в 19:20 были в Акташе. Пару раз останавливались у кафе, а также на Семинском и Чике-Тамане. Итого: 800 км за 13 с половиной часов. За исключением крутых серпантинов, мы ехали со скоростью 90-100 км/ч.
В-четвертых, планируя поездку на официальные праздничные дни, бронируйте жильё заранее.
Намного заранее. Бронируя домики в первых числах апреля, то есть за месяц до поездки, мы столкнулись практически с полным отсутствием жилья. Нам повезло только с базой «Кырсай» на берегу Телецкого: скорее всего, большинство людей решили, что нет смысла ехать на такое большое расстояние за такой короткий срок.
В-пятых, если хотите питаться в кафе и столовых, планируйте ужин не позднее 19 часов, потому что после 20:00 большинство столовых уже закрыты. Маршрут должен быть спланирован таким образом, чтобы примерно в 7 часов вечера вы были в относительно крупном населенном пункте, где можно найти столовую или кафе.
Шестым пунктом было бы неплохо упомянуть подготовку автомобиля к подобным поездкам, потому что ряд граблей связан ещё и с ним, но этот хлеб я не буду отнимать у водителя паджеры 😉
А чтобы не акцентировать внимание только на проблемах, напоследок скажу, что май — самый лучший месяц в году для поездок и путешествий: сходит снег, просыпается природа, всё начинает цвести и благоухать. Положительные эмоции от такой поездки всегда перевесят негатив от мелких недочетов и непогоды.
ДОБРОЕ ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ.ПРОШУ ВАШЕЙ ПОМОЩИ НАЙТИ ГРУППУ ИЗ НВОСИБА КОТОРЫЕ ВСТР НА ПОДЬЕМЕ ИХ СОПРОВОЖДАЛ ХАЙС.О СЕБЕ Я БЫЛ НА ФЭТ БАЙКЕ ВЛАДИМИР
ПРОШУ ПОМОЧЬ НАЙТИ ГРУППУ ИЗ НСИБИРСКА СОПРОВОЖДЕНИЕ ХАЙС Я БЫЛ НА ФЭТ\БАЙКЕ ИЗ ЕКАТЕРИНБУРГА -ВЛАДИМИР