Юг Телецкого озера | Алтай 2014

Дата Автор Tatyana1 комментарий

Все-таки, Алтай — это потрясающее место. Побывав там хотя бы один раз, желание вернуться не покидает ни на минуту. К сожалению, не всегда есть возможность туда съездить — то нету времени, то машина не в том состоянии… Но когда ты все-таки приезжаешь, это повод оставить свою городскую жизнь где-то далеко позади.

И, конечно, лучше ехать на Алтай на своей машине, чтобы ни от кого и ни от чего не зависеть.

Трасса М52

Маршрут 2014

Новосибирск — Бийск — Горно-Алтайск — Акташ — Улаган — Балыкча — Телецкое озеро (база Кырсай) — Акташ — Курай — Актру (нижний лагерь — верхний лагерь — ледник) — Курай — Акташ — Горно-Алтайск — Бийск — Новосибирск.

На карте нашего маршрута можно увидеть, где находится Телецкое озеро и как до него добраться на машине:

В отличие от прошлого раза эта поездка на Алтай оказалась более попсовой, и безлюдных мест практически не было – все-таки на юг Телецкого озера намного проще попасть и там достаточно баз отдыха. К слову, экипаж одного из Паджериков умудрился все 7 дней ночевать в домиках 🙂

Мы же, как обычно, запаслись одеялами, подушками и всякого рода утеплителями, чтобы спать в машине — нам уже не привыкать.

День 1

Как-то так получилось, что все члены экспедиции выехали из Новосибирска в разное время. Причем вовремя выехал только экипаж с двумя маленькими детьми (одному из которых было 3 года) 🙂 Ещё один экипаж — из Кемерово — мы должны были встретить рядом с Бийском.

Участок трассы м52 Чуйский тракт

Весь первый день мы ехали как попало:

• экипаж 3-дверного Паджеро (Леша с семьей) где-то в 70км впереди;
  • мы с Вовой на 5-дверном Паджеро и Саша с Юлей на Hilux;
  • за нами, где-то в нескольких десятках километров, Рома с Олей и Данилом на ещё одном Паджеро;
  • со стороны Кемерово ехал экипаж Nissan X-Trail (Сергей и Света с дочерью Аней).

Машины экспедиции на поляне

Окончательно объединились мы только в Майме, когда уже решили остановиться на ночлег. В эту ночь мы спали в мини-отеле «Тихий дворик», потому что уже смеркалось и искать затемно ночлег на берегу, а потом ещё в темноте под дождём готовить ужин никому не хотелось.

Хотя Вова до последнего возмущался и хотел спать на берегу 😉

Мини-отель «Тихий дворик» в Майме (ул. Энергетиков, 15В) представляет из себя старое одноэтажное здание, в котором организовано 8 номеров. В этом же здании, но с другого входа располагается столовая, в которой местные празднуют провинциальные свадьбы. Когда мы подъехали к отелю, одна шумная свадьба была как раз в самом разгаре.

Номера отеля по-провинциальному «чистые», мебель старая, а в нашем номере (№3) даже чем-то неприятно пахло. Номер на двоих обошелся в 800р. Из бонусов — общая кухня с плитой, чайником и посудой, где можно сделать бутерброд, развести доширак (готовить не разрешается) и попить чай. Прямо по коридору можно найти душ, умывальник и туалеты. Для машин есть парковка на территории  отеля.

P.S. Ну что можно требовать за 800 рублей на двоих? В конце концов, выспались мы отлично.

День 2

С утра все неспешно потянулись на общую кухню и к 11-12 часам уже были готовы выдвигаться дальше.

В этот день мы доехали до Акташа, поужинали в столовой (в которой вечно нету ничего из меню) и в 7 часу выехали в сторону перевала Кату-Ярык. Сам перевал мы проезжали уже затемно, около 10 часов вечера, и откладывали тележки кирпичей. Через полтора часа после спуска с перевала мы доехали до урочища Аккурум (оно же Ак-Корум, находится в 2-3 часах езды от Телецкого), которое известно Каменными грибами. Встали в кемпинге, который был немного дальше от каменных грибов, потому что там было намного просторнее. Мы с Вованом, как беспалаточники, умудрились встать вообще бесплатно.

Территория кемпинга в урочище Аккурум

День 3

Наутро, позавтракав и подготовившись к плохой дороге, мы выехали в сторону Телецкого. В целом, дорога заняла у нас около 3 часов. Качество дороги несколько хуже, чем от перевала — грунтовка, чередующаяся со щебнем.

По дороге заехали на Ачелманский водопад, расположенный рядом с селом Балыкча.

Вид на село Балыкча Село Балыкча Водопад Ачемал Водопад Ачемал

Часа в 4 дня мы были уже на базе Кырсай на южном берегу Телецкого озера, где и остановились: экипаж 3-дверного Паджерика с детьми в домике, а все остальные в палатках — недалеко от берега.

На Телецком мы решили провести 2 дня (точнее полтора: конец 3-го и полностью 4-й) и хорошенько отдохнуть. Чем только мы себя не развлекали всё это время, и пара человек даже умудрилась поплавать в озере 🙂

А кто-то вытаскивал местных, решивших штурмовать брод.

УАЗ застрял в бробу Вытянутая лебедка Паджеро

Планов о том, куда ехать дальше у нас ещё не было.

Поиделки у костра

Довольный Стеф

Вечером, собравшись перед костром, все начали обсуждать куда ехать дальше. Среди наиболее обсуждаемых направлений были Актру, Укок, Каменные грибы (которые мы пока проехали мимо) и дорога домой. Укок быстро отпал, потому что по имеющейся информации, подъезд к нему был завален снегом. После этого выяснилось, что на Телецком озере первый раз только мы с Вовой, да экипаж семейного Паджерика, поэтому все, кто хотел, уже видели и каменные грибы, и водопады, и все остальное. В свою очередь Ромка с Олей сказали, что они уже точно решили ехать на Актру. Все остальные были в раздумьях.

В конце концов, почти единогласно все решили двинуть к перевалке рядом с Актру, а там уже ориентироваться по погоде: если будет солнечно и тепло — идти к леднику/озеру; холодно/снег — придумывать другой план.

Так как Вова и экипаж Лешиного Паджерика все-таки хотели  увидеть водопады и грибы, мы решили, что внесем свои корректировки в общий план поездки. В итоге, мы договорились, что на 4-ый (т.е. на следующий) день с утра мы вместе сначала идем на экскурсию по водопадам Телецкого озера, а ближе к вечеру в 2 машины едем обратно в сторону урочища Аккурум, чтобы на следующее утро добраться до Каменных грибов. По общему плану, к моменту, когда мы спустимся с грибов, остальные члены экспедиции уже выедут с Телецкого и будут на подъезде к урочищу, чтобы всем вместе отправится на Актру.

Когда план на ближайшие дни был готов, можно было и спать идти. Но перед этим ещё раз попробовать снять звездное небо!

Ночная съемка в горах ночное небо в горах

День 4

Подъем в 9 часов утра. На 10 часов заказан катер, на котором мы должны плыть к водопадам.

Мы завтракаем, собираем вещи, подходим к катеру… А нам говорят, что он сломан. Через минут 20 тщетных попыток отремонтировать катер (второго такого, видимо, не было) нам дают другой — попроще, поменьше и подешевле.

Сколько стоит катер на Телецком озере?

На базе Кырсай предлагают на выбор 2 вида катеров — побольше (на 12 мест, стоит 5 тысяч рублей за полуторачасовую экскурсию) и поменьше (на 8 мест, стоит 4 тысячи за те же полтора часа). Тот, что побольше, выглядит более презентабельно, его-то мы и хотели взять изначально, но обломались.

Телецкое озеро

Полтора часа мы катались по Телецкому, периодически останавливаясь у разных водопадов. Это все, конечно, было красиво, но способность людей гадить абсолютно везде поражает: даже здесь мы нашли бычки от сигарет, фантики, бумажки.

Водопад вдалеке

Гриб Водопад "Сорок грехов" Вовик у водопада

Волны от катера на Телецком озере

Вернувшись около 12 часов, мы узнали, что все сейчас собираются прокатиться по округе и посмотреть какие еще интересные места есть поблизости. Собираемся со всеми — едем!

Паджеро и мелкий брод

Во на какой огромный пень наткнулись!

Огромный пеньБольшая часть экспедиции Hilux и мелкий брод в горах

Вернувшись в лагерь, мы быстро собрали оставшиеся вещи и вместе с Лешей двинулись в сторону урочища. На место мы приехали около 8 вечера, успели приготовить поесть, сходить в баню и до 2 часов ночи просидеть у костра.

Река Чулышман Мост через реку

Ничего удивительного, местные алтайцы берут брод на реке Чулышман. На заднем фоне купается собака.

Конь переплывает реку

Типичный деревенский магазин: заходишь внутрь, там конурка 2х2 метра, около 20% всего ассортимента — доширак, роллтон и другие продукты быстрого приготовления (для проезжающих туристов?), 25% — самые простые печеньки (по очень негуманным ценам), бублики, сушки, пара рулетов, 15% — фрукты и овощи (килограмма полтора лука, пара качанов капусты, морковка, местные яблоки в очень плохом состоянии, алыча), 10% — консервы (тушенка, рыба и т.д.), оставшиеся 30% — бытовая химия. И всего очень мало.

Типичный магазин в деревне

Лёшино ночное творчество, найденное на нашем фотоаппарате 🙂

Луна

День 5

Утро. Жара. Идти никуда не хочется, особенно с учетом того, что нужно долго подниматься в гору. Но раз приехали, пересиливаем себя, нанимаем лодку для переправы через реку (около 500 рублей в обе стороны) и медленно, но верно начинаем подниматься к Каменным грибам. К счастью, нам попались люди, подсказавшие нам по какой тропинке туда лучше пройти. Как оказалось, тропинок там несколько, и одна (самая очевидная, по которой все и ходят) на некоторых участках становится практически вертикальной.

Зато вид на долину реки Чулышман, когда мы поднялись наверх, был просто потрясающий.

Долина реки Чулышман, вид с каменных грибов

С горем пополам добрались до самих грибов. У меня уже не было сил их фотографировать, поэтому ближе к ним пошел Вован.

Для меня это оказалось интересным природным явлением, не более.

Урочище Аккурум, каменные грибы

Каменные грибы

Где-то через полчаса после того как мы вернулись в кемпинг, подъехала оставшаяся часть нашей экспедиции, и немного подкрепившись, мы выехали в сторону перевалки Актру.

Днем поездка по Кату-Ярык оказалась не такой уж страшной и долгой.

Перевал Кату-Ярык

Но смотреть в обрыв слабонервным не рекомендуется 🙂 Это, конечно, не Теплый ключ, но виды впечатляющие.

Перевал Кату-Ярык Долина реки Чулышман, вид со смотровой площадки перевала Кату-ЯрыкПродолжение о том, как мы съездили на Актру доступно здесь: Алтай 2014 часть 2: Курайская степь, Актру.

ХОЧУ С ВАМИ!

Наша поездка на плато Укок в 2012 году.

Если вам понравилась моя статья, пожалуйста, не поленитесь кликнуть любую кнопочку ниже, или кинуть ссылку на статью в свой блог или форум. Всегда рад ответить на ваши вопросы в комментариях. Спасибо 🙂

Один комментарий на «Юг Телецкого озера | Алтай 2014»