Поездка на Укок, 2012

Дата Автор Tatyana21 комментарий

Ну вот, очередным пунктом наших автопутешествий стало плато Укок, расположенное на Горном Алтае.

Мы с Вовой на берегу Катуни

Просидев все лето дома (шашлыки и дачи в счет не идут) и потратив время на что-то в нашем понимании полезное, мы пришли к выводу, что рано или поздно придется чем-то жертвовать, при этом жертвовать отдыхом никто не хотел.
Так было принято решение присоединиться к друзьям и поехать на Алтай, а именно на плато Укок, расположенное на стыке четырех государств — России, Китая, Монголии и Казахстана.
На всю поездку мы выделили одну неделю, в течение которой мы должны были добраться до Укока, провести там несколько дней, а если останется время, то отправиться в сторону ледника Актру или реки Чулышман.

Как проехать на плато Укок (маршрут на карте Google)

  • Кош-Агач (Комендатура)
  • КПП (погранзастава?) в 20-30 км от Кош-Агача
  • Калгутинский рудник
  • Джумалинские ключи (радоновый источник)
  • Бывшая погранзастава Аргамджи
  • Озеро Гусиное
  • Погранзастава Челябинская Казачья

Приготовления

Всё началось с пропусков.
Плато Укок считается пограничной территорией. Чтобы попасть туда, вам нужно получить специальный пропуск (для этого нужно подать заявление в пограничную комендатуру Кош-Агача, в котором указать запланированные к посещению места). Сначала мы хотели подать документы заранее, а потом приехать в Кош-Агач (последний населенный пункт перед въездом в пограничную территорию) и получить уже готовые пропуска. Но что-то не сложилось, и все решили получать разрешение прямо на месте.
К слову, это абсолютно ненапряжная процедура.

Следом мы закупили продукты на неделю, запаслись водой, взяли спальники и решили, что всю неделю будем спать в машине. Кто пробовал спать в Mitsubishi Pajero II, знает какая неровная поверхность образуется при откидывании передних сидений, поэтому для выравнивания поверхности мы отнесли в салон небольшой матрас.

Важным моментом в такой поездке являются теплые вещи — куртки, перчатки, шарфы и термобелье, потому что по ночам на Укоке может быть отрицательная температура. Мы взяли всё, кроме шапок, и очень зря, кстати.

Поехали!

День первый

Было принято решение выдвигаться во второй половине дня, и утро тянулось очень долго: все старались доделать то, что не успели в последние дни. В итоге из Новосибирска мы выехали примерно часа в 3, но перед тем как двигаться на Алтай, мы заехали ещё за одним участником в Бердск и были уже немного замученные.

Замученная Таня перед поездкой

Радостный Вова перед поездкой

Дорога на Алтай

Из-за позднего выезда из города, едем до глубокой ночи. Первая остановка была на берегу Катуни уже после полуночи.

Ночная дорога

День второй

Утро. Проснулись и сразу увидели небо и деревья над головой.

Вид из окна утром

В первую ночь спали вообще раздетые (в смысле без курток). Потом было намного холоднее.

А в этой записи можно получше рассмотреть наше спальное место в машине — Поездка по Хакасии.

Спальное место в машине - бардак

Питон на камушке

Место первой остановки на берегу Катуни.

Танька с Вовкой на фоне Катуни

Все попили чай и уже собирают то, что осталось от нашего ночного лагеря.

Наш первый лагерь

Лагерь на берегу Катуни

Проезжаем горные перевалы и мелкие населенные пункты.

Горы

Дорога среди гор

Дорога среди гор

Дорога среди гор

Небольшая остановка на месте слияния Катуни и Чуи. Участники поездки.

Наша компания

Горы

Реклама экскурсий

Дорога в Акташ

Дорога в Акташ

Туристы, чо. Остановились у водопада, но до самого верха добрался только Вовка в сопровождении Юли и Алёнки.

Остановка недалеко от водопада Девичьи слезы

Водопад Девичьи слезы

Село Акташ — ещё одна остановка.

Остановка в Акташе

Северо-Чуйский хребет.Природа АлтаяПрирода Алтая

Едем дальше, чтобы найти место для лагеря и остановиться на ночлег.

Дальнейшая дорога

Очень долго катались и спорили, где нам остановится, но в конце концов свернули с трассы, заехали в какой-то поселок недалеко от Кош-Агача, проехали его насквозь и остановились там.

Лагерь недалеко от Кош-Агача

День 3

Прекрасное утро! Все проснулись, умылись… Неплохое место, речка рядом.

Речка в лагере

Но когда все умылись и помыли посуду в этой речке, выяснилось, что воооон в той куче пены (нижний левый угол) лежит какое-то дохлое животное. Сошлись на том, что это либо олень, либо теленок — сложно сказать. Но приятного было мало 🙂

Сам «теленок» был найден совершенно случайно: в одной из машин ехало 2 таксы, и одна из них унюхала тушу и полезла за ней в воду. Поскольку в горных реках течение очень сильное, ее стало быстро уносить куда-то под ветки. Штурману экипажа хайлюкса в лице Юли пришлось лезть её спасать.

Лагерь недалеко от Кош-Агача

Очень классный пёс Стефан, который тухлыми тушами не интересуется, в отличие от дамы.

Стефан

Немного ракурсов лагеря.

Вова на фоне гор

Лагерь недалеко от Кош-Агача

После завтрака мы поехали в сторону Кош-Агача — в комендатуру, где мы оформляли пропуск. Зто заняло 1,5 часа. Точнее мы пришли, заполнили бланки и ушли на полтора часа, а потом пришли и забрали общий пропуск в погранзону и природный парк «Зону покоя Укок».

Кстати, природный парк «Зона покоя Укок» официально включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Объявление у Комендатуры, Кош-Агач

Очень забавный туалет в одном из кафе Кош-Агача, мы прозвали его «телепорт» 😉

Туалет в кафе "Аиша", Кош-Агач

В Кош-Агаче была последняя заправка, так что пришлось заправлять полный бак и все канистры. После завершения дел мы выдвинулись в сторону перевала Теплый ключ.

Дорога в Теплый ключ

За Кош-Агачем хорошая дорога закончилась, и началась грунтово-щебенчато-каменистая. Сотовая связь тоже пропала.

Через некоторое время мы проехали погранзаставу и встретили возвращавшихся с Укока ребят. Они нас предупредили, что на горном перевале Теплый ключ есть место, где посреди дороги валяются два здоровенных камня размерами с машину — проехать можно, но как-то «очково» (это слово в полной мере описывает эмоции, которые мы испытали, проезжая их), потому что приходится подъезжать к самому обрыву.

Эти же ребята сказали, что в Джазаторе сейчас много воды, и что вброд на машине его будет очень сложно переплыть, если вообще возможно. Поэтому ответственные за прокладывание нашего маршрута утвердились в своем желании ехать через перевал Теплый ключ.

Дорога в Теплый ключ

Дорога в Теплый ключ

Движемся к перевалу.

Дорога в Теплый ключ после погранзаставы

Дорога в Теплый ключ после погранзаставы

Дорога в Теплый ключ после погранзаставы

Все спускают колеса, чтобы не трясло на каждой кочке.
А мы ещё и выкусываем часть диффузора, т.к. он стал задевать за крыльчатку.

Дорога в Теплый ключ после погранзаставы

Подъезжаем к Джумалинским ключам (радоновый источник, также называемый Теплым ключом). Бесплатных домиков в этом месте уже нет, появились предприимчивые люди, которые решили собирать с людей деньги почти за всё: за стоянку машины — деньги, за палатку — деньги, за домики — ещё большие деньги. Посмотрели на снующие туда-сюда толпы людей и решили найти местечко поспокойнее, чтобы отдохнуть и поспать перед штурмом горного перевала.

Дорога в Теплый ключ после погранзаставы

Дорога в Теплый ключ после погранзаставы

Пока катались и искали место, наткнулись на заброшенный Калгутинский рудник.

Калгутинский рудник недалеко от Теплого ключа

Калгутинский рудник недалеко от Теплого ключа

Видно, что ещё недавно здесь работали люди. Последняя запись датирована 2008-м годом.

Рабочие записи

Калгутинский рудник недалеко от Теплого ключа

Бумажный вертолетик

Рома на фоне старой шахты

Калгутинский рудник недалеко от Теплого ключа

Калгутинский рудник недалеко от Теплого ключа

Эмблема

Но уже вечерело и, отъехав от Теплого ключа, мы остановились на ночевку.

День 4

Утро. Вид потрясающий.

Рома посреди гор

Вова решил покреативить, и мы состряпали фотопародию на старую версию клипа Depeche Mode «Enjoy the silence» %)

Таня посреди гор

Подъезжаем всё ближе к горному перевалу. Сюда стоит ехать хотя бы ради таких видов.

Дорога к горному перевалу Теплый ключ

А вот и дорога, по которой мы пробирались через горный перевал Теплый ключ. 15 км за 3 или 4 часа, не считая остановки.

Ужасная дорога на перевале

 Хайвэй, не иначе.

Ужасная дорога на перевале

Вдруг посреди перевала повалил снег, все зеркала залипило и ничего не было видно.

Снегопад застал на перевале

Вокруг всё очень быстро стало белым.

Снегопад застал на перевале

Вскоре показались те самые 2 камня размером с машину. Снег валил так, что дальше метра ничего не было видно. Протискиваясь аккуратно между камнями, немного поцарапали пластик на заднем крыле.

Добравшись до седловины перевала, увидели домик с печкой, где и остановились на пару часов, чтобы переждать непогоду.

Последствия снегопада

Последствия снегопада

Внутри домика, где-то на горном перевале

Внутри домика, где-то на горном перевале

Отдохнули, поели, едем дальше.

Горы

Горы

Пейзаж из окна машины

Питон среди гор

Кстати, по дороге через перевал мы несколько раз собрали подобные камни мостом. К счастью, мост остался жив.

Небольшой брод

Проехали несколько глубоких бродов и подъехали к зоне покоя Укок. Никого вокруг, кроме сусликов и сурков. И тишина.

Поля и горы

Перед въездом в природный парк «Зона покоя Укок» находим объявление. С учетом того, что ни одного дерева на Укоке не растет, запрет на вырубку деревьев выглядит довольно забавно.

Объявление

Наша первая остановка на Укоке. Здесь и решили ночевать. Недалеко от домика протекал горный ручей, в котором мы пару раз набирали воду.

Первая остановка на Укоке

Первая остановка на Укоке

День 5

Наутро исследовали с Вованом местность — обнаружили несколько мест, где по общему предположению, расположены курганы.

Просторы Укока

Просторы Укока

Питон наконец на Укоке

Два старых каменных столба

После традиционного завтрака отправились дальше.

Заброшенная погранзастава Аргамджи.

Заброшенная погранзастава Аргамджи на Укоке

Суровая «челябинская» качалка под открытым небом.

Заброшенная погранзастава Аргамджи на Укоке

Заброшенная погранзастава Аргамджи на Укоке

Заброшенная погранзастава Аргимджи на Укоке

Единственная закрытая на замок дверь на всей погранзаставе.

Заброшенная погранзастава Аргамджи на Укоке

Бывшая псарня.

Заброшенная погранзастава Аргамджи на Укоке

В траве валяются галеты.

Заброшенная погранзастава Аргамджи на Укоке

Беседка.

Заброшенная погранзастава Аргамджи на Укоке

Заброшенная погранзастава Аргамджи на Укоке

В траве можно найти кучу старых гильз. Видимо, утилизировали патроны.

Гильзы на территории заброшенной погранзаставы Аргамджи на Укоке

В бывшей бане до сих пор висят мочалки.

Заброшенная погранзастава Аргамджи на Укоке

Хорошенько осмотрев бывшую погранзаставу, мы двинулись дальше, впереди нас ждали веселые броды. Фотографировать в этом месте было крайне неудобно, поэтому приводим пару фотографий Ольги Салий.

Заплыв Hilux пикапа

Видео Паулова Романа о нашем заплыве (самый конец)

Выбрались на сушу.

Питон посреди камней

Подъехали к бывшей (или нынешней?) границе с Китаем. Мы подумали, что её перенесли, потому что от столбов и колючей проволоки в месте, где мы ехали, почти ничего не осталось.

Просторы Укока

Где-то столбики ещё целые.

Старая российско-китайская граница на Укоке

Российско-китайская граница

Российско-китайская граница

Постепенно подъехали к месту, где вроде как находится могильник принцессы Укока.

Информация о могильнике принцессы Укока

Информация о принцессе Укока

Предположительное место раскопок. Я говорю «предположительное», потому что потом нам сказали, что настоящее место погребения Укокской принцессы рядом с рекой Ак-Алаха, недалеко от моста.

Официальное место захоронения принцессы Укока

Двигаясь дальше, наткнулись на геологов, которые занимаются какими-то исследованиями, связанными с прокладыванием газопровода. «Покой» покоем, а газопровод по расписанию.

Геологи на Укоке

Геологи на Укоке

Ручей по дороге к реке Ак-Алаха.

Ручеёк

За рекой Ак-Алаха расположено место стоянки с домиком, где мы остановились на обед. Фотографий не делали.

После обеда решили прокатиться до озера Укок. Едем в сторону погранзаставы.

Дорога к погранзаставе на Укоке

Подъехали к действующей погранзаставе — Челябинской казачьей (или Алахинской), чтобы проехать к озеру Укок. Здесь у нас проверили документы и мы поехали в сторону озера.

Действующая погранзастава на Укоке

Ехали по накатанной дороге, всё логично.

Дорога после погранзаставы

Справа на фотографии можно увидеть маленькую табличку: на ней написано, что мы приближаемся к границе с Китаем. Мы эту табличку успешно игнорируем, думая, что дорога тут одна и движемся мы правильно.

Проезжаем столбики.

Дорога после погранзаставы Алахинской

Дорога после погранзаставы Алахинской

Проезжаем этот брод, довольно глубокий, между прочим.

Брод недалеко от границы с Китаем

Едем-едем-едем…

Дорога около российской границы с Китаем

И тут происходит очень важный момент: одна машина застревает в грязи, и мужчины начинают копошиться — раскручивать лебедку, тянуть и т.д. Пока они этим занимались, вдалеке мы заметили подъезжающий к нам Урал. Когда он подъехал и остановился, первая мысль была «наверное хотят помочь».

Но не тут-то было.

Из Урала вышли двое чуваков в форме (один из них с автоматом) и спросили где наш «главный». После этого они подошли к Саше, на которого был оформлен коллективный пропуск в погранзону, и объяснили, что мы чуть не попали под административное правонарушение, и если бы проехали чуть дальше, то попали бы в Китай. В общем, они проверили наши багажники, документы, пропуск, и сказали, что мы не туда свернули. Оказывается, мы проехали нужный поворот ещё до таблички с предупреждением. Но мы решили, что уже поздно и ехать сейчас на озеро смысла нет. Так мы двинулись в обратную сторону, к стоянке у реки Ак-Алаха, где обедали днём.

Одна машина засела в грязи

Птичка какая-то

Кстати, с Алтая мы приехали с трещиной на лобовом стекле. Сначала она была совсем маленькой, а к концу поездки значительно разрослась.

Наше треснувшее лобовое стекло

Ну да фиг с ним, с лобовым.

На стоянку мы приехали затемно и там уже кто-то был. Поговорив с людьми у костра, Саша предложил остановиться здесь же, только чуть отъехав от чужого лагеря, чтобы никому не мешать.

День 6

Наутро выяснилось, что эти люди приехали на реку Ак-Алаха, чтобы сплавляться. Целых две недели до места, где Катунь сливается с Чуей. А ведь на улице было достаточно холодно.

Люди готовятся к сплаву

Позавтракав на нашей стоянке, мы не теряли время зря и отправились на якобы «настоящий» могильник принцессы Укока. Информация, конечно же, не проверенная.

Это место находится совсем недалеко от мостика через Ак-Алаху, никаких табличек и объявлений здесь нет.

Могила принцессы Укока

Вид с холма

Красивая гора

Дальше было много споров на тему «куда поехать?», «каким путем?» и т.д. В конце концов, все сошлись во мнении, что пора ехать домой, и, скорее всего, через горный перевал Теплый ключ. Время было уже позднее, поэтому решили двинуться в сторону перевала, пройти его немного и остановиться на ночевку перед развилкой на старую дорогу и Теплый ключ.

На развилке мы встретили людей на уазике, которые выезжали со старой дороги, и Саша не упустил шанс пообщаться с ними и расспросил их про её качество. Так мы получили информацию, что старая дорога в относительно нормальном состоянии и ехать через неё намного лучше и быстрее, чем через Теплый ключ.

Накачиваем шины

Старая дорога на Укок

День 7

Переночевав, мы рискнули и отправились в сторону дома по старой дороге.

Горы и холмы

Качество этой дороги действительно не идет ни в какое сравнение с Теплым ключом, хотя и здесь встречаются сложные участки, засыпанные крупными камнями, или с большим уклоном.

Страшноватая дорога через гору

Дорога обратно

Вид с горы

Проехав старую дорогу примерно за 2,5 часа, мы двинулись в сторону погранзаставы и выезда с Укока.

Карта Укока и правила посещения зоны покоя на погранзаставе.

Объявление на погранзаставе

Сама погранзастава.

Погранзастава рядом с Кош-Агачем

Погранзастава рядом с Кош-Агачем

Далее мы проехали Кош-Агач и подъехали к недостроенной Чуйской ГЭС.

Чуйская ГЭС

Чуйская ГЭС

На карте рядом с Акташом мы нашли заброшенный ртутный рудник, на который решили посмотреть.

Дорога в гору, к руднику.

Дорога к ртутному руднику рядом с Акташом

Судя по всему, какая-то порода.

Ртутный рудник рядом с Акташом

Административные здания, стекла целые.

Ртутный рудник рядом с Акташом

А кое-что уже не сохранилось.

Ртутный рудник рядом с Акташом

Ртутный рудник рядом с Акташом

Горная река, которая протекает рядом с рудником.

Горная река рядом с ртутным рудником

Горная река рядом с ртутным рудником

На этом основная часть нашего трипа закончилась. После мы проехали разве что к нижнему лагерю Актру, где провели ночь и впервые за неделю нормально помылись в бане.

Странным образом оказалось, что фотографии мы там не делали. Поэтому, на этом моменте можно закончить рассказ о нашем путешествии.

ХОЧУ С ВАМИ!

Другие поездки на Алтай и не только:

Если вам понравилась моя статья, пожалуйста, не поленитесь кликнуть любую кнопочку ниже, или кинуть ссылку на статью в свой блог или форум. Всегда рад ответить на ваши вопросы в комментариях. Спасибо 🙂

Один комментарий на «Поездка на Укок, 2012»

  1. Очень понравилось!Спасибо вам большое.Сама собираюсь там побывать,но сейчас работаю в Тайланде.Горный Алтай—это родина моих предков!!!Наталия.

  2. на перевале были 18 августа также снег град путь тот же возвращались как и заезжали на перевал авто патриот и сан енг муссо последнюю лужу кореец не одолел вернулись фото и видео есть некогда выложить ваш отчет просто прекрасен

  3. Классный отчет! Молодцы! Большое спасибо!Один вопрос. По тракту ездила не раз. Где находится водопад «Девичьи слезы?

  4. Очень интересный репортаж, спасибо. Прочитала от и до… Как раз собираемся в этом году на Укок. Узнали много полезной информации. Собираемся вдвоем с мужем на Мазда Трибьют. Как думаете, можно будет добраться? Спасибо.

    • Теплый ключ на мазде мне кажется вы не проедите ИМХО. Кое где приходилось камушки высотой сантиметров по 20 переезжать. Старая дорога в состоянии получше, но там тоже есть «веселые места». В любом случае некоторые камни можно откатить *-) Но как там на самом укоке — вопрос.

  5. Благодарю’ребята !Очень информативно! Фото интересные! Собираюсь туда в июле!!!

  6. Оч. интересно.
    На ртутном руднике в Акташе мой дед работал механиком в 1948-49 годах.

  7. ОЧЕНЬ интересно и хочу туда след.летом. Спасибо что выложили все на интернет. У меня Тойота Hilux как ваш друг/знакомый. Вопросов много….но мне больше всего тревожит проезд по «речке». У меня (кстати я женщина) мало опыт езды по грязи и воды — по камням мне более понятно. Вода не поступила в машину? Как проверяли что не утоните? Наверное надо болотные сапоги собой имеет чтобы проверить. Люблю больше ходить чем ездить…..

    • Да, в некоторых местах воды было много, поэтому вещи в багажнике лучше складывать в герметичные мешки и коробки — особенно, если у вас пикап. Мы отделались просушкой ковриков в салоне 🙂
      Ну и естественно хорошо бы иметь с собой болотные сапоги (лучше те, которые переходят в резиновые штаны на лямках), чтобы можно было проверить глубину. Высоты одних сапог иногда может не хватить.

      Вы из какого региона хотите выдвигаться? Советую ехать не раньше августа, чтобы уровень воды в бродах немного спал.

  8. Отличный отчет о путешествии. Читал и вспоминал эти места 20-ти летней давности. Прошли эти места на «Явах» в рамках мотопутешествия «Алтайская кругосветка — 95». Как изменились места… — в худшую сторону. Дороги стали хуже. Строения развалились. Действующие заставы перестали существовать. И очень жаль, что исчезла граница с Китаем, обозначенная плотной колючей проволокой вдоль границы. Фото можно посмотреть в журнале «МОТО» за 1995 год. Очень было экзотично — пролезть сквозь нее в Китай через дыры в сплошной проволоке. На мотоциклах ехали также по этой «дороге — реке». Наткнулся на Ваш отчет, так как Пантыкин Виктор Михайлович, решил «замутить» снова всероссийский поход на плато УКОК в июле 2016 года.

    • Фёдорыч, привет!!!! Тоже рассматриваю вариант посещения Укок.Либо на легковой куда доеду или Ниву.Ты как???

    • Фёдорыч, привет!!!! Тоже рассматриваю вариант посещения Укок.Либо на легковой куда доеду или Ниву.Ты как???Ну и с Новым годом!!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *