Сегодня наткнулся на статью на drom.ru «Подделки моторного масла: без гарантии», в которой автор рассказал про контрафакты и проблему защиты оригинальной банки с моторным маслом. Прочитав статью я мгновенно представил, как бы я боролся с контрафактом в рознице в России, а так же кратко изложил свою идею здесь. Ниже кратко излагаю суть идеи:
- Сделать БД с уникальной информацией о банке (т.е. номер банки, номер партии, дата производства и т.п.).
- Зашифровать данные асинхронным шифрованием (например RSA) и разместить в виде QR кода на этикетке каждой банки с описанием для чайников, как проверить подлинность банки.
- Написать приложение под все популярные мобильные платформы (Android, iOS, Symbian, Windows), которое при помощи камеры может считать и распознать QR код и отправит его на сервер компании-производителя.
- На сервере данные расшифровываются и проверяются. Так же на сервере определяется количество запросов на проверку банки и «бан» определенных банок (в случае копирования этикетки товара на контрафакте крайне сложно подделать уникальность валидного QR кода) при достижении критического порога (например 10 раз).
- При передаче GPS данных появляется возможность определять точки сбыта контрафакта и более точно «банить» контрафактную продукцию.
- Сервер возвращает «вердикт» по банке, в т.ч. актуальность срока хранения и т.п.
Что это дает?
- Каждый пользователь живущий в мегаполисе и имеющий смартфон может легко проверить валидность банки (проникновение 3G в мегаполисах отличное, проникновение смартфонов тоже) и поддержать настоящий товар рублем.
- Защита довольно сложна для взлома, т.к. асинхронное шифрование при довольно длинном ключе взломать быстро не получится, а ключ можно менять раз в партию или раз в год для профилактики.
- При наличии GPS данных можно получить статистику точек сбыта контрафакта и подлинных товаров, улучшить логистику.
- Так же можно получать статистику продаж практически в онлайн режиме, отслеживать лояльность клиента и прогнозировать его покупку товара в будующем, таргетировать «подарки» (маркетологам понравится).
- Удешевить производство банок, убрать всякие голограммы и прочие быстро подделываемые атрибуты «настоящей банки».
Проблемы в реализации:
- Необходимо иметь интернет EDGE\3G\4G для проверки кода, без него все напрасно.
- Необходимо иметь отказоустойчивый сервис, т.е. сервис с распределенной нагрузкой и подключаемыми резервными мощностями.
- Этикетка становится уникальной и дорожает (но можно печатать QR код на отдельном стикере и приклеивать его на старую этикетку в автоматическом режиме, что существенно дешевле).
Но по пути написания этого комментария в моей голове возникли кое какие мысли о заинтересованности производителей масел в контрафактной продукции. Заинтересованность может быть следующая:
- Производитель может продавать масло через дилера существенно дороже, чем просто на рынок и пользователи все равно будут покупать.
- Покупатели редко хранят упаковку и в случае проблем, наступающих через некоторое время эксплуатации, доказать что либо крайне проблематично.
- Под борьбу с контрафактом можно списывать бюджет, делиться им с заинтересованными лицами при борьбе с конкурентами и т.п.
- Заинтересованных лиц на самом деле больше, чем только производители — есть и «не авторизованные заинтересованные лица» в виде силовиков и т.п.
На всякий случай я изложил свою «идею» на сайте Mobil 1™ Россия в форме обратной связи и очень надеюсь, что ребята эти сообщения читают и примут какие-то меры. Так же прошу всех производителей поддержать идею проверки «настоящего масла», т.к. число контрафакта в условиях ухудшающейся экономической ситуации будет только расти.
Mobil 1 как-то отреагировал на идею?
Игнором, конечно!))