Заехав на территорию Алтая, мы почувствовали некоторое облегчение. Что, собственно, и неудивительно после всех тех ужасов, которые нам рассказывали про Тыву и местных жителей.
Как я уже сказала, от Бугузуна мы ожидали большего: ни особо выделяющихся видов, ни крутых уклонов мы там не нашли и, немного расстроившись, поехали дальше.
А дальше нас ждала Карагемская поляна, дорога к которой лежала через разрушенную после землетрясения деревню Бельтир и Карагемский перевал.
А вот и сама деревня:
Печальное зрелище. Землетрясение произошло в 2003 году, а разрушенные дома стоят по сей день. Людей в деревне очень мало.
Останавливаясь на базах по всему Алтаю, не раз встречали людей, которые были вынуждены уехать из Бельтра на заработки. У кого-то там остались жены, дети, родители.
Проехав деревню, направляемся в сторону Карагемского перевала, решив встать на стоянку как можно ближе к нему. Асфальт после Бельтира заканчивается и начинается смесь грунтовки и гравийки.
Река Талдура.
Чем ближе к перевалу, тем красивее виды за окном.
В нескольких местах встретились броды через Джело — глубоковаты, но за счет каменистого дна проходятся без проблем.
Вдалеке видно Большую Талдуру.
Долина Талдуры, вид сверху.
Подъехав практически к самому Карагемскому перевалу встаем на стоянку рядом с бараньем пастбищем. С утра планируем отправиться на Карагемскую поляну с новыми силами.
Судя по костровищу и скамейке место довольно популярное.
Наутро выглянуло долгожданное солнышко и немного распогодилось.
Отдохнувшие и сытые мы собираемся и движемся к перевалу.
В целом, перевал оказался несложным. Самым критичным местом стал резкий подъем в самом начале, и то только из-за мешающих камней, о которые мы боялись треснуться брюхом.
Высота перевала примерно 2600 м, и лицо начинает сгорать моментально даже у меня, у человека, которому приходилось пользоваться солнцезащитным кремом раза 3 за всю жизнь.
А вот виды с него открываются красивые.
Помнится где-то вдалеке отсюда виднелась Белуха.
После спуска с перевала началась самая «весёлая» дорога: в первую очередь, из-за большого количества бродов с мутной водой и огромными камнями на дне. Несколько раз мы треснулись о них брюхом, но все агрегаты, к счастью, уцелели.
По всей долине реки движемся только на понижайке.
В некоторых местах броды можно было объехать (иногда ценой машины). Именно в одном из таких мест Саша на своём Hilux чуть не нырнул боком в реку — из-за уклона и постоянно сползающих в воду камней. Мы после него решили, что лучше ещё раз треснемся брюхом об камни и объехали злополучную дорожку.
Когда мы приехали на поляну, один из местных сказал, что эта дорога была отсыпана ещё в советское время для лесовозов, но после землетрясения она была разрушена, и теперь он самостоятельно занимается её восстановлением. На данный момент частично восстановлен один участок, но по нему могут проехать только квадроциклы. Сами алтайцы передвигаются только по бродам на шишиге, и они были сильно удивлены нашему появлению на практически стоковых машинах.
На обратном пути мы додумались немного «выровнять» и «расширить» дорожку.
Это уже другая дорога.
Подъехав к Карагемской поляне, мы обнаружили там алтайцев. Поначалу сложилось впечатление, что они были не совсем нам рады, но после встречи с нашим главным дипломатом и переговорщиком в лице Саши всё немного устаканилось: Саша успел их и полебедить, и за козлами с ними съездить.
Насколько я помню, домиков для туристов на поляне нет. Но зато есть баня, стол и скамья для обеда и нормальный (деревенский) туалет. С каждый машины за стоянку берут по 150 рублей, за баню 700 или 800, сейчас уже не помню.
Места вокруг хоть и много, но ногами особо никуда не сходишь — вокруг либо река, либо лес (и очень много муравейников и сонных пчел). Мы там пробыли меньше суток.
Зато после недельной поездки мы наконец-то постирали вещи (которые из-за внезапного ночного дождя не успели высохнуть). Пришлось выкручиваться подручными средствами.
Наутро начал моросить дождик, поэтому нам пришлось быстро завтракать и выдвигаться обратно в сторону перевала, чтобы не застрять на размытой грунтовке.
На этом закончилась основная часть нашего путешествия с посещением новых и иногда труднодоступных мест. А после начался расслабленный период, когда можно не съезжать с проторенной дорожки и просто наслаждаться видами — Северо-Чуйского хребта, любимого Актру, а потом и Чулышманской долины. Но об этом не так подробно и уже в следующий раз 🙂
- Общая информация о поездке: Хакасия, Тыва, Республика Алтай 2015
- Первая часть путешествия: Хакасия.
- Вторая часть путешествия: Тыва
- Немного видео: видео о поездке по Хакасии, Тыве и Алтаю
Эх, а мы в этом году (2016) не доехали 4 км до поляны (( Склоны еще сильнее осыпались, дороги практически нет, а воды было много — не решились по воде. Были там 20.07.16. УАЗ Патриот сток (видавший виды) и Паджеро Спорт сток
а нам пришлось поучаствовать в спасении одного суперподготовленного авто из Нска- он упал в Карагем в этом же месте, а потом еще на обратном пути с поляны тащили своей Нивой 4х тонного автобуса Форда- вытаскивали из всех тяжелых мест- бродов, подъемов, болотин- у Форда кардан скрутило как конфетный фантик. Мы были 12-14 августа 2016
Кажется несколько дней назад мы обсуждали видеоролик с ютуба о ваших приключениях!) В нашем случае хайлюксу повезло и водитель успел среагировать, почувствовав, что задний бампер потянуло в реку. Да и судя по вашему видео, дорогу за год размыло ещё больше..