Вы даже не представляете, сколько неравнодушных людей ежегодно дают нам советы о том, какой нам надо купить седан и на какой утиль сдать паджерика. А я каждый раз пишу отчет об очередной поездке и думаю: ну какой седан? Неужели люди действительно думают, что там, где заканчивается асфальт, заканчивается и жизнь отдых?
Каждый раз я пишу отчет, думаю об этом и тихо радуюсь тому, что у нас в голове нет рамок, которые бы ограничивали наши передвижения. И радуюсь тому, что есть любимый паджерик, который ещё ни разу нас не подводил. Нужно просто понимать и быть готовым к тому, что такая машина будет требовать вложений — как и любая другая, которую вы будете насиловать на высоте 3000 метров, по десяткам километров гребёнки и в бродах с огромными камнями.
Кстати! Здесь можно прочитать про нашу поездку на плато Укок — Плато Укок, 2012.
В прошлом году наш маршрут проходил по слишком популярным, туристическим местам — Телецкому озеру и Актру — поэтому в этот раз мы хотели отчасти повторить опыт 2012 года, когда мы побывали в совершенно безлюдном месте на границе с Китаем и Монголией. Мы долго думали куда поехать, рассматривали разные варианты — не хотелось в очередной раз ограничиться Алтаем, хотя и там ещё осталось много прекрасных мест, в которых мы не были. И во время очередного обсуждения маршрута случайно всплыла информация, что кто-то среди знакомых не так давно побывал в Тыве. Сказать, что фотографии с их поездки были красивыми — не сказать ничего. В общем, глаза загорелись и во всех местах «засвербило», тут же нашелся хороший маршрут через Хакасию, который в нужных местах допиливали по собственным нуждам.
Незадолго до экспедиции мы захотели включить в наш маршрут Монголию (у нас же теперь безвизовый режим!), но, как оказалось, к такой поездке нужно было готовиться заблаговременно, потому что при въезде в Монголию, во-первых, нужно международное водительское удостоверение (для него — медосмотр, справки и подобная волокита), во-вторых, желательно иметь дополнительный комплект шин из-за очень плохой дороги, и, в-третьих, при наличии животных на них нужно получать справки, которые действительны только 3 дня (выезжая из Новосибирска в эти сроки можно просто не уложиться), а во втором экипаже ехала собака.
Так мы обломались с Монголией. Учитесь на чужих ошибках, подходите ко всему ответственно и готовьтесь к поездкам заранее 🙂
Наш маршрут по дням:
- День первый: выезжаем из Новосибирска примерно в 14:00, уже затемно доезжаем до Междуреченска и встаем недалеко от него, на берегу реки.
- День второй: рано утром выдвигаемся в сторону Хакасии, останавливаемся у Аскиза.
- День третий: проезжаем Абазу, проезжаем перевал между Хакасией и Тывой, встаём недалеко от Ак-Довурак.
- День четвертый: въезжаем в пограничную зону, проезжаем Кызыл-Хая и встаём перед перевалом Бугузун.
- День пятый: проезжаем Бугузун, доезжаем до Кош-Агача и двигаемся сначала вдоль Талдуры, затем вдоль Джело — в сторону Карагемского перевала. Встаем недалеко от него.
- День шестой: проезжаем Карагемский перевал, затем двигаемся вдоль Йолдоайры, а там уже Карагемская поляна.
- День седьмой: с Карагемской поляны тем же маршрутом едем до Кош-Агача, а после него до перевалки Актру
- День восьмой: с перевалки у Актру до ретранслятора и ртутного рудника рядом с Акташом. Спускаемся с ретранслятора, едем за Чибит на туристическую стоянку.
- День девятый: с Чибита выдвигаемся в Чулышманскую долину, там встаём в кемпинге.
- День десятый: весь день отдыхаем в Чулышманской долине.
- День одиннадцатый: С Чулышмана выдвигаемся в сторону дома с заездом в Чемал. Останавливаемся на базе в Чемале.
- День двенадцатый: Осматриваемся в Чемале и едем домой.
На самом деле, последние несколько дней — после Карагема — мы просто не знали чем себя занять, потому что весь запланированный маршрут занял намного меньше времени, чем мы предполагали — как оказалось, можно было больше времени провести в Хакасии и Тыве. Но возвращаться обратно было не комильфо, поэтому мы начали придумывать продолжение маршрута на месте. Ну, а так как с интернетом на Алтае дела плохи, мы в очередной раз попали к Актру и в Чулышманскую долину.
За всю поездку у нас накопилось очень-очень много фотографий. А когда их общее количество перевалило за 1500 снимков, мы поняли, что нынче наш отчет будет состоять из нескольких частей. А этот — вступительный — пост будет посвящен самой общей информации о поездке.
Бюджет:
- Бензин: ~17055 р. (на 3100 км)
- Продукты в дорогу (на двоих): ~9000 р.
- Обеды в местных кафе (на двоих): ~2400 р.
- Стоянки в кемпингах и аренда домиков при необходимости: 2550 р. (+ 700 р. — баня на Карагемской поляне).
- Итого: ~31100 р.
Основные поломки:
- Вырвало задний стабилизатор, который впоследствии Вова отпилил, потому что с ним мы ехали, как большая консервная банка на колесах.
- Опять отвалился глушитель (адовая гравийка + кочки).
- В одном из бродов мы закосячили новую защиту (агрегаты остались целы и на том спасибо).
- Задние тормозные колодки стерлись практически в ноль и почти всю дорогу скрипели. На будущее — будьте умнее нас и самостоятельно проверяйте состояние тормозной системы, не доверяя это даже «специалистам» с сто. И будьте готовы к тому, что в большинстве населенных пунктов Алтая и Тывы вы не сможете купить запчасти к иномаркам. К Mitsubishi точно.
Но и деньги, и поломки, а иногда и нервы — всё оно того стоило.
Все фотографии и подробная информация разбиты по постам: